Быт.
В настоящее время горцы живут сплоченными общинами, которые выросли из родовых кланов. Аристократия немногочисленная и является наследием прошлых веков, когда несколько родов (клан) на общем собрании выбирали кланового вождя, которого ставили над собой. Особенность заключалась в том, что вождество являлось наследуемым, если сын, которому должна была отойти власть, был достоин этой чести: до сих пор не запятнал себя, проявил воинскую честь, но в тоже время вел себя благоразумно.
Горцы отлично ладят с дварфами, живущими в глубине Синегорья, но вот с жителями Лунного побережья отношения у них не заладились. И, хотя постоянные войны и взаимные набеги ушли в прошлое, двое молодых людей, встретившись в таверне, легко могут пустить в ход кулаки и оружие, припоминая дедовскую обиду.
Живут горцы в основном за счет скотоводства, разводят в основном овец, и охоты. Те, кто живет ближе к равнинам, почти у подножья, также занимаются мелким земледелием. Свои деревни горцы ставят на многочисленных плато гор, дома строят из камня, обшивая жилые комнаты деревом и утепляя овечьим войлоком.
Славятся как великолепные следопыты и знатоки природы. Известны также славные кузнецы, перенявшие свое мастерство у дварфов.
Обычаи.
В четырнадцать лет юноши проходят обряд инициации, где доказывают, что достойны ступить в ряды мужчин своего клана. Еще мальчиков уводят далеко в горы, где они должны прожить два дюжины дней, имея с собой лишь только охотничий нож. По возвращению уже мужчина может выбрать себе невесту и, если девушка согласна, их обручают, чтобы через два годы сыграть свадьбу. Муж и жена – одно целое, супружеская неверность, неуважение друг к другу практически приравнены к греху. Супруги обговаривают между собой через сколько времени каждый из них может вновь вступить в брак, если другой без вести пропадет.
Закон вежливости предписывает, что, придя в гости, или остановившись на постой, в дом следует входить с левой ноги, от сердца, демонстрируя добрые намерения. Не принято отказываться от угощения, а хозяева же обязаны принять прохожего в дом, как велит закон гостеприимства, если, конечно, тот не очевидный разбойник. Считается, что гость, останавливаясь на ночлег, делится с хозяевами частью своей удачи.
В каждой деревне выстроен сходный дом, где проводятся собрания.
Редко можно встретить синегорца, не носящего бороду, которая является гордостью воина. Сбривают бороды лишь ушедшие или изгнанные из клана. Однако отращивать длинные бороды разрешено лишь мужчинам после пятидесяти лет. Женщинам же неприлично ходить с короткими волосами. Вдовы после смерти мужа год носят платок.
Если в семье один сын, он должен носить в левом ухе серьгу, а волосы убирать так, чтобы ее было видно – страшным грехом считается пресечь чей-то род, исключая случай мести или же войны.
Месть для горцев свята. За личную обиду вызывают на бой перед лицом всего клана или деревни, если их несколько и многие не могут по разным причинам явиться. Если ссора произошла между людьми разных кланов, собираются оба – для таких случаев обустроены специальные места – холды. Семьи обещают не держать зла друг на друга, если член одной убьет другого. Муж вступается за жену, брат – за сестру. Если женщина вдова, вступается старший сын; если все дети малолетние – брат. Если и его нет – сам вождь, под чьей защитой находятся все сироты и вдовы. То, до какого момента будет идти схватка (до смерти или первой крови), зависит от тяжести обиды. Межклановые распри редки – в таких случаях дело решают на поединке между собой вожди.
Когда вожди становятся во главе, им даются 5 обетов, которые они не должны нарушать. Иначе вождь может погибнуть или же, что хуже, удача отвернется от его клана.